CRM-маркетолог: кто это
Каждый год рынок труда совершенствуется, модернизируется и пополняется новыми профессиями. Одна из таких – CRM-маркетолог. Чем занимается этот специалист, и какие задачи входят в обязанности CRM-маркетолога? Есть ли спрос на эту должность? На каких площадках искать кандидата на данную позицию и какую зарплату предложить CRM-маркетологу? Давайте разбираться.
Кто такой CRM‑маркетолог
CRM-маркетолог — это специалист, который отвечает за коммуникацию бизнеса с действующими и потенциальными клиентами. Основная задача CRM-маркетолога – учитывать данные о клиентах и формировать стратегию по управлению их покупательским поведением.
Результатом работы CRM-маркетолога принято считать достижение маркетинговых целей по увеличению выручки, росту чека или частота повторных продаж.
Он умеет делить клиентскую базу по признакам “Новые клиенты”, “Клиенты с одной покупкой”, “Клиенты, которые давно не совершали покупки”. И каждому сегменту клиентов специалист готовит специальные персонализированные предложения, используя для этого широкий ассортимент инструментов: sms- и e-mail-рассылка, пуш-уведомления, промо-страницы, боты на сайте и т. д. Конечная цель такого предложения – совершить покупку или оформить подписку.
Можно сказать, что CRM-маркетолог – это стратег, аналитик и творческий человек в одном.
В чем стратегическая роль?
Результаты работы CRM-маркетолога видны не сразу. Эффект заметен обычно спустя определенный период времени. Поэтому его задача заключается в том, чтобы мыслить широко и глубоко, прогнозируя свои задачи на много шагов вперед. И ему приходиться принимать взвешенные решения на основании маркетинговых гипотез.
В чем аналитическая роль?
При корректной настроенной CRM-системе и полноценно заполненных полях в карточках специалист по CRM-маркетингу может получать обширную аналитику. В рамках данных он может:
– составить портрет ЦА;
– разделять клиентскую базу на узкие сегменты;
– выстраивать логические цепочки отношений “компания-клиент”.
В чем творческая роль?
Продумывание долгого пути взаимодействий компании с клиентом, всех касаний – это поистине творческая задача. Ведь нужно подумать, как привлечь внимание клиента, где, через какой канал и с каким оффером. Только реализуя творческое мышление и креативные навыки можно достичь результатов и не слить впустую маркетинговый бюджет.
Какие задачи и обязанности у CRM-маркетолога
Задачи CRM-маркетолога делятся на крупные составляющие:
– Разработка CRM-стратегии. В рамках нее он определяет, какой посыл и по каким каналам коммуникации требуется донести до клиента, чтобы закрыть поставленные бизнес-цели.
– Сегментирование аудитории. Он объединяет клиентов в сегменты по признакам (пол, возраст, географическая локация, хобби, потребности, покупательская активность и пр.).
– Разработка карты коммуникаций. Специалист по CRM-маркетингу подбирает, какую информацию нужно рассылать клиенту на том или ином этапе взаимодействия (письмо с акцией, подтверждение заказа, письмо на активацию клиента и т. д.).
– Генерирование и формирование контента, его содержательной и визуализированной составляющих.
– Аналитика результатов, корректировка стратегии и подстройка CRM-систем.
При этом CRM-маркетолог работает в тесной связке с коллегами и подрядчиками: копирайтерами, дизайнерами, e-mail-маркетологами, специалистами креативного отдела, сотрудниками клиентского сервиса.
Не существует единых и четких стандартов для выстраивания стратегии CRM-маркетинга, т.к. для нее используются разные подходы, разные инструменты, разные технологии. А подобрать идеальную линию поведения при выстраивании отношений с клиентами – вот ключевая обязанность CRM-маркетолога. Поэтому он аккумулирует и анализирует данные о покупателях. Выявляет запросы потребителей и “подкупает” их наиболее релевантным персональным предложением. Чтобы в итоге добиться роста продаж и повышения лояльности клиентов.
Ищем кандидата на должность CRM-маркетолога: каким должен быть соискатель
Какими навыками должен обладать CRM-маркетолог
Рассмотрим компетенции будущего специалиста по CRM-маркетингу:
– Он экспертный в маркетинге и аналитике;
– Регулярно мониторит тренды рынка digital-технологий и тестирует новые технологии в своей работе;
– Досконально знает продукт и его преимущества;
– Знает конкурентов и следит за их активностями;
– Владеет моделью подсчета главной метрики CLTV (Customer Lifetime Value);
– Владеет навыками постановки годовой цель CRM-маркетинга, прогнозирования, декомпозирования цели на задачи и распределения их среди сотрудников и подрядчиков;
– Умеет проводить презентацию стратегии высшему руководству и защищать свою идею, подкрепляя ее визуальным контентом и цифрами;
– Работает с данными из Яндекс Метрики и Google Analytics;
– Системный и аккуратный, не делает ничего на скорую руку: перед запуском кампании неоднократно тестирует и перепроверяет корректность отображения контента (текст, картинки, ссылки);
– Понимает принципы функционирования CRM-систем, операционных процессов, знает нюансы ведения клиентов по воронкам продаж;
– Знаком с базовыми основами верстки HTML-писем;
– Умеет пользоваться графическими редакторами;
– Отличается аналитическим складом ума, умея делать аналитику результатов и готовить простые отчеты;
– Есть базовое понимания бизнеса, его функционирования, его внутренней кухни и места CRM-маркетинга в достижении бизнес-результатов компании.
Опыт превыше всего
Навыки – это, конечно, хорошо. Но при подборе специалиста по CRM-маркетингу (CRM-маркетологу) стоит особое внимание обратить на опыт: в каких компаниях он применял свои компетенции и знания на практике.
Наилучший вариант – организации с мощным CRM-маркетингом. Обычно он встречается у крупных маркетплейсов, интернет-магазинов, сервисов такси.
У достойного CRM-маркетолога есть “козыри” из крутых и показательных кейсов, где указаны: цель проекта, применяемые инструменты и технологии, достигнутые результаты. Если авторитетные коллеги и руководство с предыдущего места работы подтверждают достоверность кейсов и положительно отзываются о человеке, то к кандидату с такими отзывами и рекомендациями однозначно стоит присмотреться.
Где найти специалиста по CRM-маркетингу
Искать целесообразнее на онлайн-биржах вакансий (самые крупные – hh.ru, superjob. rabota.ru), в группах Вконтакте и Фэйсбуке, заточенных как просто под поиск работы, так и узко специализированных для маркетологов и PR-щиков. Можно обратиться к Телеграм-чатам с вакансиями. Можно присмотреться к авторитетным блогам по digital и выпускникам школ для специалистов digital-рынка. Ну, и по классике – отлично работают рекомендации.
Но мы рекомендуем воспользоваться помощью HR-специалиста, который не только досконально изучит образование, опыт и компетенции кандидата, но и подготовит тестовое задание. Именно оно “отсеит” нецелевых кандидатов и сузит область поиска.
Зарплата CRM-маркетолога
Давайте разберемся, сколько платят специалисту по CRM-маркетингу.
Как и в любой профессии, зарплата напрямую зависит от компетенций и опыта кандидата. Зарплата CRM-маркетолога может варьироваться:
– начинающий специалист — 50 тыс. рублей;
– опытный специалист — 100 тыс. рублей;
– ведущий специалист — 120 тыс. рублей;
– руководитель — 170 тыс. рублей.
Как видно, разброс достаточно большой. И это неспроста: некоторые специалисты могут пока только помогать старшим коллегам, а некоторые – уже вести самостоятельно свои проекты.
Преимущества и недостатки профессии CRM-маркетолога
Проанализируем плюсы и минусы позиции.
Плюсы:
– достойный уровень заработной платы (даже у начинающего специалиста);
– возможность работать на фрилансе;
– множества предложений на рынке вакансий;
– большая востребованность;
– творческие задачи;
– свободна от рутины;
– не самая большая конкуренция среди аналогичных кандидатов;-
– возможность трудоустройства без опыта.
Минусы:
– достаточно высокие требования к соискателю;
– непросто профессию освоить самостоятельно и потребуется прохождения специализированных курсов у экспертов;
– необходимо постоянное стремление к профессиональному развитию, изучению рынка, трендов, экспериментам и тестированию гипотез, освоению новых технологий
– необходимо качество стрессоустойчивости;
– уметь работать в режиме многозадачности;
– ненормированный рабочий день.