Как создать CRM систему самостоятельно
Создание CRM системы длительный и ресурсно-затратный процесс. Свои CRM системы есть смысл разрабатывать компаниям со сложной логикой построения бизнес-процессов. Нужно учитывать, что разработка CRM под ваш бизнес будет стоить дороже, чем покупка и внедрение рыночных предложений. Если за внедрение готовой CRM вы заплатите 100-200 тыс. рублей, то за разработку и внедрение собственной системы будьте готовы отдать от 3 млн. рублей.
Если вы все-таки приняли решили создать crm систему самостоятельно, нужно начать с написания концепции и технического задания для исполнителя.
Концепция
Это документ, в котором нужно изложить видение проекта. Опираясь на него, вы будете подбирать подрядчика, поэтому внимательно подумайте над каждым пунктом.
Основные составляющие концепции:
- Описание будущего проекта. Сформулируйте его в паре кратких предложений. Чем точнее, тем лучше.
- Основные блоки системы. Напишите, какие модули и роли будут в вашей CRM. Примеры модулей: “Сделки”, “Аналитика”, “Задачи”, “Почта”. Что касается ролей, то здесь нужно указать, какие пользователи будут в системе и какие функции будут за ними закреплены. Предположим, администратор, продавец, маркетолог, оператор.
- Сроки и стоимость. Укажите примерные сроки разработки и сколько вы готовы заплатить за свою уникальную CRM. Только раз вы решили делать crm систему с нуля, мыслите реалистично. Если внедрение готового решения занимает около месяца, то на создание и настройку своей системы уйдет несколько лет.
- Требования к подрядчику. Здесь нужно прописать, какие специалисты вам нужны, как будет происходить взаимодействие (лично, через менеджера, по телефону, скайпу), где территориально должен находиться исполнитель. Может быть у вас уже есть свои айтишники, и вы хотите, чтобы они тоже участвовали в разработке.
Техническое задание
Советуем вам составлять ТЗ вместе с исполнителем. Вы описываете все свои хотелки по CRM, а подрядчик рассказывает, как это можно реализовать при разработке. Так техническое задание будет более точным и на выходе будет меньше разногласий. С этой же целью по возможности разнообразьте ТЗ макетами. Разработчики мыслят технически и не всегда могут понять ваши бизнес-цели. Наглядные примеры позволят вам общаться на одном языке.
Выбор подрядчика для создания CRM системы
Фрилансеры. К преимуществам работы с фрилансером можно отнести быстроту исполнения и относительно низкий ценник на услуги, но это один из самых не надежных вариантов. Фрилансеры могут срывать дедлайны, не выходить на связь. Многие из них ведут несколько проектов одновременно.
Компании-новички. Молодые компании работают на имидж, у таких компаний еще мало клиентов, поэтому они максимально вовлекаются в проект. Кроме того, они могут предоставить бонусы и скидки. Из недостатков выделим небольшой опыт и нестабильную команду.
Крупные вендоры. Мастодонты рынка, которые заботятся о репутации своего бренда. Они знают, как написать crm систему качественно, потому что используют новейшие разработки и отлаженные механизмы работы. Правда, заплатить за качество и надежность придется больше, чем фрилансерам и компаниям-новичкам.
Зачастую компании тестируют существующие системы, не могут разобраться с интерфейсом и решают создать crm систему для себя. Если в вашей компании нет уникальных бизнес-процессов, мы рекомендуем вам внедрить готовую систему, сэкономив 2 года и 3 млн. рублей.
Хотите узнать, как готовая CRM может быть адаптирована под ваши бизнес-процессы? Оставьте заявку и наши бизнес-аналитики расскажут про внедрение CRM в рабочие процессы вашей компании.